Боярыня Морозова - математика и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

Боярыня Морозова

Галерея > История шедевра

В.И.Суриков.  «Боярыня Морозова»

Сюжетные картины посвящаются самым  разным явлениям современной художнику жизни, но могут  переносить зрителя в отдаленные времена. Они могут запечатлевать как сцены повседневной жизни (бытовой  жанр), так и исторические события прошлого и современности (исторический жанр).


Картина крупнейшего русского исторического живописца Василия Ивановича Сурикова (1848-1916) «Боярыня Морозова» (1887) изображает событие  относящееся к ХVII веку нашей истории, ко времени правления царя Алексея Михайловича, когда в стране вспыхнуло массовое стихий все раскольническое движение, направленное против церковных реформ патриарха Никона. К нему примкнули представители разных сословий. Раcкол породил сильные личности, чьи действия  и поступки   были поистине героическими. Прежде всего, это глава и идеолог раскола протопоп Аввакум Петров и его ученица и ближайшая сподвижница боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова. Протопоп Аввакум был осужден официальной Церковью, долгие годы провел в ссылке и заточении и, наконец, в 1682 году по царскому указу был сожжен. Феодосия Морозова состояла в переписке с Аввакумом, оказывала ему материальную помощь ... В 1671 году она была арестована, но, вопреки угрозам и пыткам осталась верной расколу. В 1675 году Морозова умерла в заточении в Боровске.


Вот эта женщина, сильная духом, страстная, пошедшая на муки, но не отступившая от своих убеж-дений, и  привлекла внимание Сурикова, отвечая его представлениям о героической личности, достойной стать главным персонажем исторической картины.


Боярыню Морозову, осужденную  и закованную в цепи, везут на санях, и народ высыпал на улицу, привлеченный этим событием.


Собственно сочинению картины Суриков придавал первостепенное значение. «А какое время надо, чтобы картина утряслась, так, чтобы поменять ничего нельзя было. Действительные размеры каждого предмета найти нужно, в саженной картине одна линия, одна точка фона и та нужна. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Это математика», - говорил он. Этим «замком» стала фигура боярыни Морозовой главный образ и по психологической нагрузке, и по расположению на холсте. Она в самом центре внимания, но она не противостоит народной массе, а скорее объединяется с нею. Народ почти вплотную подступает к боярыне Морозовой. Некоторые следуют за санями. Взоры всех людей устремлены к ней, на лицах отражаются чувства, которые вызывает в них осужденная. А она не может оставить их равнодушными. От ее бледного лица, с лихорадочным румянцем, горящими глазами и пересохшими тонкими нервными губами, трудно оторваться. В ее фигуре, в том, как она сидит, вытянув и сжав ноги, судорожно вцепившись в боковину саней одной рукой и взметнув вверх другую в двоеперстном знамении, огромное напряжение и сила. Веришь, что эта женщина могла вдохновлять, вести за собой многих, могла и вызывать ненависть.


В толпе можно увидеть представителей всех сословий России XVII века бояр, купцов, священников, самый бедный и нищий городской люд. Каждый из них не только внешне обрисованный тип, но и характер, индивидуальность. В каждом можно прочесть его отношение к боярыне Морозовой, к проповедуемым ею идеям. Здесь есть явные противники Морозовой, радующиеся ее позору (смеющийся поп, купец возница), есть любопытные, но больше тех, кто разделяет ее убеждения, преклоняется перед ней или просто по-человечески ей сочувствует. Народ в картине Сурикова активный участник происходящего события.


Но самое главное движение в картине скольжение саней. Оно образует действие, организующее вокруг себя всех участников события. Движение саней от переднего плана вглубь картины увлекает вслед за собой и зрителя, как бы приводит его на московскую улицу ХVII века, делает участником события. Подчеркивают Движение саней фигуры бегущего рядом мальчика слева и идущей справа сестры Морозовой княгини Евдокии Урусовой.


Подлинную жизнь приносят в картину краски. Поражает их богатство и звучность: сияют синие, красные, желтые, голубые, розовые цвета в нарядной парче, бархате, в узорах и вышивках на шапках, платках, расписных санях, на украшенных живописью стенах часовни и даже на овчинных тулупах и лохмотьях бедняков. Однако краски предметов преображены под воздействием света ясного морозного дня. Нет просто красных,  синих, желтых, черных. Они как бы впитали серебристость и холодноватую голубизну морозного воздуха.


Цветовое богатство слито в единое звучание холодными  серебристо-голубоватыми тонами, которые господствуют в заснеженных крышах домов, деревьях, небе, постепенно ослабевая по мере удаления от первого плана. Они подчеркивают глубину пространства, создают световоздушную среду, в которой живут герои картины.


Цвет несет и ритмически-конструктивную, смысловую нагрузку. Черное  одеяние Морозовой выделяет ее из пестрой толпы, и одновременно вносит трагическую ноту.


До совершенства довел художник изображение любимого им мира вещей:  архитектуры, одежды, предметов быта. Вместе с людскими характерами, световоздушной средой, иллюзией движения они усиливают жизненную достоверность изображенного в картине события, воскрешают далекую Русь ХVII века. Суриков не только воспроизвел костюмы и предметы народного быта, он их опоэтизировал.

/
Г.Перепелкина/


 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню