Три богатыря - математика и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

Три богатыря

Галерея > История шедевра

В. Васнецов. Три богатыря (1898)

Муром. Былинное сердце России. Первые поселенцы обосновались здесь в 862 г., были очень привержены своим славянским богам, и когда князь Глеб пришёл в Муром с христианской миссией, они убили его. Однако в сложные для Русской земли моменты, муромцы отбрасывали все свои пристрастия и неприязни и шли сражаться против врага вместе с христианами.
Не для ради князя Владимира,

Не для ради княгини Апраксин,
А для бедных вдов и малых детей
Я иду служить...
Не скакать ворогам по нашей земле,

Не топтать на конях землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное!


В мирное же время муромцы оставались непокорными, признавая только Перуна, Даждь-бога, Ярилу, жреца Богомила, который тридцать лет сидел на тридцати дубах Соловьем-разбойником, и прочих славянских божеств.


Ни одно русское княжество не создало столько былин, как Муромо-Рязанское. Много в них осо-бенного, выпуклого, поэтичного. В городах и деревнях из уст в уста передавались муромские былины о подвигах богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других. Муромские богатыри стали любимыми героями русского народа, поскольку славны не только физической силой, но и пониманием другой силы — добрососедства.


Мысль написать «Богатырей» появилась у Васнецова в 1867 г., то есть в тот самый год, когда он с шестьюдесятью рублями в кармане, но с огромным желанием учиться в Академии художеств, приехал из Вятки в Петербург, где первое время только и делал, что справлялся с нуждой. Питался одной буханкой хлеба в день, и чем бы кончилась такая жизнь, не известно, да, на счастье, встретил брата своего учителя, с которым познакомился, когда тот приезжал в Вятку. Он взял Васнецова к себе на квартиру, помог найти работу и посоветовал поступить в Рисовальную школу, где по воскресеньям преподавал Крамской.


В это сложное для Васнецова время, как спасительная доска над бурлящим потоком, являлось перед ним детство: отчий дом, родители, братья, стряпуха, рассказывающая былины и сказки при свете свечи: «Муромец — сила, Попович — святость, Добрыня — доброта. Охраняют они землю русскую, и никакой ворог их одолеть не может!»


Вскоре Васнецов поступил в Академию художеств. Учёба, работа, творческие поиски, удачи и неудачи, участие в Передвижных художественных выставках, поездка во Францию — вот и минуло чуть не десять лет. Но все эти годы не покидала его мысль о «Богатырях». В 1876 г. в Париже, когда мечталось о России, он сделал небольшой эскиз картины, показав художнику Поленову. Поленов пришёл в восторг, и Васнецов решил подарить ему этот эскиз, но Василий Дмитриевич отказался:


— Нет, не возьму. Впрочем... возьму, но после того, как вы напишете картину.
Однако картина «Три богатыря» была написана только в 1898 г.


Россия. Спокойное могущество. Ей нечего бояться, она велика и не мстительна. Богатыри — её застава. Они грозны для врага, но приветливы для друга. Их копья никогда не обратятся на безза-щитного, их кони никогда не будут топтать мирные поля. В картине — высшая правда и высший человеческий закон.


В 1899 г. картиной «Три богатыря» В. М. Васнецов открыл в Москве свою первую персональную выставку. На выставке к «Богатырям» было не протиснуться. Зрителям казалось, что этим богатырям тысячи лет, что они родились вместе с Россией. Все, кто смотрел на картину, видели незыблемость и прочность Российского государства. Сколько невзгод, войн, жутких лет знала эта земля, сколько пожарищ... но она стоит и будет стоять, потому что ни одна другая не рождала таких богатырей, ни один народ не имеет в своей основе такую духовную крепость.


Васнецова стали называть историком, но он возражал: «Я не историк, я — сказочник, былинник, гусляр живописи... "Богатыри" мои не историческая картина, а только живописно-былинное ска-зание о том, что лелеял в своих грёзах мой народ».


Лев Николаевич Толстой, увидев «Богатырей» был потрясён: «Я никогда не задумывался, какими в жизни были наши богатыри, но, увидев картину, подумал, что именно такими и были защитники родной земли и никакими другими, в представлении народа, быть не могли».
Был потрясён и Федор Иванович Шаляпин: «Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой древней скифской почвы выделанные. Как духовно прозрачен при всей своей массивности Васнецов! Его богатыри, воскрешающие самую атмосферу древней Руси, вселили в меня ощущение великой мощи — физической и духовной».


В истории русской живописи «Богатыри» занимают одно из самых первейших мест. Язык этой картины-баллады прост, величав, могуч, «его прочтёт каждый русский с гордостью, каждый иностранец с опаской, если он враг, с чувством спокойной веры в такую мощь — если он друг».


 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню