Феофан Грек - математика и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

Феофан Грек

Биографии > Биографии художников

ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340 — после 1410), греческий художник, много работавший на Руси; наиболее значительный из всех когда-либо живших здесь греческих живописцев.

Главный источник биографических (но также и богословских) сведений о Феофане Греке — письмо ученика преподобного Сергия Радонежского Епифания Премудрого архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу (ок. 1415). Объясняя происхождение «церкви Софии Цареградской», написанной красками в его Евангелии, он рассказывает: «Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал много различных церквей каменных — более сорока… в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой Богородицы, св. Михаила и еще одна… Когда он все это рисовал и писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как (это) делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно (в них) всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту… Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям («притчам») и его хитростному умонастроению».

Приехав на Русь не позднее 1378 (под этим годом в новгородской летописи упомянуты его фрески в церкви Спаса на Ильине), Феофан привез с собой лучшие традиции столичного, константинопольского искусства, достигшего тогда поздней стадии своего высокого расцвета и переживавшего т. н. «палеологовский ренессанс». Однако живописная смелость его образов превзошла даже и лучшие византийские примеры.
Феофан Грек также достаточно обоснованно приписывают деисусный чин кремлевского Благовещенского собора; здесь в 1405 работали также Андрей Рублев и Прохор с Городца, впервые создав вместе с Феофаном тот тип высокого иконостаса, который стал столь характерным для русских храмов. Монументальная грациозность почти двухметровых фигур деисусного чина уникальна для русской иконописи того времени. Кисти Феофана Грека также вполне могут принадлежать «Богоматерь Донская» из Коломны (с «Успением» на обороте; 1380) и «Преображение» из Переяславля Залесского (1403).

Почти все созданные Феофаном Греком настенные росписи либо вообще не сохранились либо могут быть приписаны ему лишь крайне предположительно.
Прославленные фрески Феофана в новгородской церкви Спаса-на-Ильине (точнее Спасо-Преображенской церкви на Ильине улице) — это не только единственная совершенно бесспорная его работа, но и великий шедевр монументальной живописи, тот эталон, по которому судят о творчестве мастера в целом.

По сравнению с благостной гармонией искусства Андрея Рублева (которого, как одного из младших сотрудников Феофана по созданию иконостаса Благовещенского собора, с полным правом можно считать его учеником) стиль греческого мастера беспокоен и суров. Стиль этот как бы открывает благочестивому «умному зрению» не идеальные цели, а сам процесс молитвенно-аскетического «духовного делания», не самоуглубленный покой, а напряженный трепет мысли, взыскующей высших, «горних» истин.


Искусство Феофана Грека произвело огромное впечатление на современников: если говорить лишь о фресковой живописи, то его влияние отразилось, в частности, в росписях новгородских церквей Федора Стратилата и Успения на Волотовом поле (1370-е — 1380-е гг.). Первоначально резко выделяясь на общем фоне, затем феофановская традиция органично соединилась с местными живописными навыками, значительно их обогатив.


/Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия/

 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню