Графика - математика и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

Графика

Искусство > Графика и рисунок

Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»). В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).

Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер (1471—1528), Хиросиге Андо (1797—1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760—1849), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX — начала XX веков. Многие художники-живописцы внесли немалый вклад в развитие графики. Согласно современной музейной классификации, к графике относятся акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе.

ВИДЫ ГРАФИКИ

Слово «графика» производное от греческого «графо», переводимого на русский язык как «черчу», «пишу», «рисую».

Древнегреческий художник пользовался остроконечной палочкой, тростниковым пером или кистью. Вдавливая палочку в сырую глиняную поверхность сосуда, он очерчивал контур фигур, затем сплошь покрывал их черным лаком, а после обжига процарапывал контур мелких деталей. В другом случае он наносил контур пером или тонкой кистью, после чего закрашивал фон черным лаком. В результате возникали убедительные своей похожестью и красотой изображения людей, животных, вещей.

Линия, штрих и тон стали основными изобразительными и выразительными средствами графики. С помощью этих средств можно не только передать внешние проявления объемного, пространственного, материального мира, но и отразить его внутренние качества и состояния, а равно и отвлеченные понятия. Умело распоряжаясь этими средствами, художник создает графический образ.

Разнообразие материально-технических и изобразительных средств и приемов позволило использовать графику в различных целях, вследствие чего в процессе исторического развития сложились отдельные виды и жанры графики: станковая, книжная, плакат, промышленная, газетно-журнальная, учебно-оформительская и др.

К станковой графике относят такие графические произведения, которые выполняются на отдельных листах бумаги и приобретают самостоятельное значение. По содержанию станковая графика, как и другие виды изобразительного искусства, может быть представлена следующими жанрами: портретным, бытовым, историческим или историко-революционным, анималистическим, пейзажем, натюрмортом.

Книжная графика решает задачи оформления литературного произведения, его объяснения и дополнения наглядно-зримыми образами в виде иллюстраций и декоративных элементов и шрифта. Суперобложка и переплет украшаются обычно ярким и лаконичным рисунком, чтобы привлечь внимание читателя к содержанию книги; форзац оформляется несложным, часто силуэтным или орнаментальным рисунком; на фронтисписе помещают иллюстрацию, изображающую главного персонажа или важнейшее событие, заключающее в себе основную идею литературного произведения.

Важное значение при создании иллюстраций имеет учет возрастных особенностей читателя. Конкретность мышления детей требует крупных реалистических цветных иллюстраций, книжек-картинок, в которых текст занимает очень малое место. Для взрослого читателя количество иллюстраций уменьшается зачастую до одной на переплете или фронтисписе.

Художник книги стремится форматом издания, особенностями шрифта, расположением текста, формой и характером иллюстраций, их связью с текстом, то есть всей системой оформления, помочь читателю глубоко осмыслить содержание книги, получить от нее эстетическое наслаждение.

Плакат это художественное средство информации, агитации и идейно-политического воспитания народа. Его цель состоит в том, чтобы привлечь внимание широкого круга людей к тому или иному событию, своевременно убедить население страны в необходимости принять активное участие в каком-то очень важном общественном деле. Отсюда и требования к плакату быть заметным, броским, лаконичным и метким, моментально воздействующим. Плакат представляет собой композицию из простого, ясно читаемого на расстоянии рисунка и короткой надписи-призыва.

Промышленная графика ставит своей целью рекомендовать товар, выявить его содержание и назначение, украсить упаковку товара. Необычайно широко применение промышленной графики: афиши, этикетки; почтовые и фабричные марки, почетные грамоты, пригласительные билеты, поздравительные открытки, книжные закладки, проспекты, торговые листовки и многое другое.

Учебно-оформительская графика обслуживает учебно-воспитательный процесс. Ее всевозможные учебные таблицы, диаграммы, чертежи, графики, схемы, планы, карты, рисунки на классной доске словом, наглядные пособия помогают объяснить учебный материал и оживить его изложение.


/Н.Костерин. учебное рисование.1984/

 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню