Эрмитаж - математика и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

Эрмитаж

Искусство > Музеи

ЭРМИТАЖ в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage — место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852.

Здания Эрмитажа — Зимний дворец (1754-1762, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Джиакомо Кваренги ) — выдающийся архитектурный ансамбль.


Среди шедевров коллекции — полотна Рембрандта «Портрет ученого», «Портрет старика в красном», Рубенса «Персей и Андромеда», работы Пуссена «Снятие с креста» и Ватто «Затруднительное предложение», а также пейзажи кисти Рейсдаля, «Святое семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта, «Оплакивание Христа» Веронезе, эскизы маслом триумфальных арок Рубенса, многие работы Ван Дейка — «Мадонна с Куропатками» и портреты лондонского периода, 4 огромные «Лавки» и «Птичий концерт» Снейдерса. , «Снятие с креста» кисти Рембрандта и Рубенса, серия полотен Клода Лоррена, посвященная времени суток, «Бокал лимонада» Терборха,  «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») Леонардо да Винчи.

30 октября 1917 народный комиссар просвещения в советском правительстве А. В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями.

В настоящее время в Эрмитаже представлены:
1. Коллекция памятников древних и раннесредневековых культур, насчитывающая почти 2 млн. единиц
2. Коллекция античных древностей
3.
Коллекция западноевропейского искусства, насчитывающая около 600 тыс. экспонатов
4. Коллекция Арсенала
5. Около 180 тыс. экспонатов, представляющих культуру Востока
6. Собрание Русского отдела Эрмитажа, насчитывающее свыше 300 тыс. экспонатов
7. Нумизматическая коллекция
8. Галерея драгоценностей


Официальный сайт музея http://www.hermitagemuseum.org/

Прогулка по Эрмитажу.

«Мадонна  Бенуа», созданная величайшим мастером эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519),
носит имя бывшего владельца картины – рус.архитектора Леонтия Бенуа. Это произведение, написанное в редкой тогда для Италии технике масляной живописи, открывает совершенно новые возможности в изображении человека. Образ Мадонны далек от идеала, скорее это не святая, а юная флорентийка с ребенком, оживленная, нарядная, беззаботная. Два источника света – сзади от окна, и сбоку – придают фигурам матери и младенца особую, созданную светотенью материальность и плотность, доселе неведомые итальянской живописи.

Человек и природа, как символ высшего божественного порядка – воплощена гениальным Рафаэлем в образе «Мадонны Конестабиле».

Для живописца Тициана «Даная» - прежде всего представление о красоте обнаженного женского тела, поскольку прекрасное тело является совершенным творением Бога.

В следующем столетии лишь Караваджо (1571-1610) мог сравниться с гениями Возрождения. «Юноша с лютней». Каждая деталь этой сцены несет в себе подтекст. Красота и молодость быстротечны – на это намекает порванная струна в смычке, трещины на столе. Да и сама музыка – лишь тающее во времени мгновение.

Крупнейшим испанским живописцем 17в. был Диего Веласкес (1599-1660). В картине «Завтрак» он изобразил трапезу -3хчеловек. Образ молодого человека справа – автопортрет Веласкеса (18лет).


Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-82) часто и с большой любовью писал детей. Умение Мурильо показать «Случайность» позы, передать в пейзаже воздушную среду обусловили интерес к его творчеству.


Великий мастер испанской живописи Франсисико Гойя (1746-1828) представлен в Эрмитаже одной картиной – портретом Антонии Сарате. Гойе был близок мир театра: среди его портретов много актеров.

Рогир ван дер Вейден (1406-64) в картине «Свойств. Лука, рисующий Мадонну» с любовью передает мельчайшие подробности. В основе сюжета лежит легенда о евангелисте Луке, который написал портрет  явившейся ему Мадонны. В Европе он считался покровителем художников.

В «Поклонении волхвов» Питера Брейгеля Младшего  кроме главного мотива есть много эпизодов городской жизни. Картина покоряет зрителя прежде всего мастерством в создании зимнего пейзажа.

Эрмитажное собрание включает около 40 картин главы фламандской школы живописи - Питреа Пауля Рубенса (1577-1640). «Союз земли и воды» - аллегория, в к-й богиня земли Кибела оли-цетворяет Фландрию, а её союз с богом морей Нептуном – желание фламандцев получить выход к морю для свободного развития торговли и процветания страны.

Антонис ванн Дейк (ученик Рубенса). В «Семейном портрет» привлекает не только уверенное мастерство художника в передаче внешнего сходства, фактуры тканей, но умение выразить индивидуальность каждого персонажа, его внутренний мир.

Франс Снейдерс считается мастером натюрморта. («Рыбная лавка»)

Питер де Хох (голландец, 1629-84) поэтизировал быт горожан, воссоздавал атмосферу тишины и уюта, спокойную и размеренную жизнь городка («Хозяйка и служанка»)

Герард Терборх (1617-81) в «Бокале лимонада» наполняет заурядную сцену знакомства удивительной красоты штрихами. Значительную роль в его картинах играет свет, выделяющий передний план.

Вершиной голландской живописи является творчество величайшего художника 17 в. Рембрандта (1606-69). «Флора» - портрет жены Саскии в виде богини цветов. Во время работы над портретом Рембрандт был богат, счастлив и знаменит. Но вскоре Саския умерла, ушли слава и признание. Картины мастера становятся трагическими («Возвращение блудного сына»).

Эпоха немецкого Возрождения представлена Лукасом Кранахом Старшим (1472-1553). Образ Мадонны приобретает черты сказочно-прекрасной феи.
Коллекция французской живописи является гордостью эрмитажного собрания. К 17 в. относится шедевр «Семейство молочницы» Луи Леннена (1593-1648). Антуан Ватто (1684-1721), его «Капризница» считается одной из лучших «галантных» сцен. Сам живописец зачастую не давал названия своим картинам – в произведении важен не сюжет, а образ и исполнение.

Огюст Ренуар (1814-1919). «Девушка с веером» - удивительная гармония синих, зеленоватых, красноватых тонов, отражающихся в лице и волосах, платье и веере.
Живопись Винсента ванн Гога (1853-90). К шедеврам её принадлежит «Куст сирени». В пейзаже «Хижины» экспрессия линий, стремительный бег мазков  вносят в изображение мирного уголка тревожное настроение.

Анри Матисс (1869-1954). Ведущую роль в его картинах играет цвет, чистый, яркий  («Красная комната»).

В сравнительно небольшой экспозиции искусства Англии особенно широко представлена портретная и пейзажная живопись.
Имя красавицы, запечатленной Томасом Гейнсборо (1727-88) не-известно. Но она изящна и воздушна. Гейнсборо – блестящий колорист.

«Портрет миссис Хэрриет Гриер» Джорджа Ромни (1734-1802). Парадная по замыслу картина вызывает у зрителя ощущение свежести и естественности.

 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню