История живописи - математика и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

История живописи

Искусство > Живопись

Живопись вид изобразительного искусства, художественные произведения которого, создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Это может быть бумага, картон, холст, фанера, дерево, металл, стекло или стена. Живопись использует цвет и рисунок, выразительность мазков.

Умелое сочетание передачи фактуры предметов с красочным богатством мира, с передачей пространства и свето-воздушной среды позволяет художнику выразить в своих произведениях мысли и чувства. История развития живописи находится в тесной связи с историей развития ее техники.

Живопись двигалась вперед, попутно находя новые, более современные материальные средства изображения, и лишь при известном совершенстве их она достигла того высокого развития, которым отличаются ее произведения XV
XVII столетий. Знакомство с образцами старинной живописи дает полное представление о многих особенностях ее по отношению к материалам и системе их использования. Сведения о технике живописи древнего, языческого мира затрагиваются в сочинениях Плутарха, Феофроста, Плиния, Диоскорида, Витрувия.

В помощь литературе приходит исследование красок старинных произведений, связующих веществ, грунтов и т. д. К исследованиям относятся химический и микроскопический методы анализа. Объединение их было предложено Рельманом, что получило всеобщее признание и продолжает использоваться в наше время.
В более поздние времена при исследовании, стали применять рентгеновские лучи, что позволяет проникнуть в глубину слоев живописи, не нарушая ее сохранность. Снимки картин с помощью этих лучей дают возможность раскрыть позднейшие записи, переделки на картинах.

Древние живописцы использовали простейшие материалы, красками им служили окрашенная земля, соки растений и другие продукты натурального происхождения. Связующим веществом красок были различные виды растительного и животного клея, известь и воск. Присутствие воска обнаружено в красках Древнего Египта, Древней Греции, Рима.


Художники эпохи Возрождения в поисках возможностей для правдивого воспроизведения многообразия, и красоты реального мира устанавливают свой главный принцип—«подражание природе».

Художники ищут способы изображения натуры, опираясь на математику, оптику, анатомию, учения о перспективе, светотени и пропорциях, что позволяет им добиваться в живописи трехмерного пространства, впечатления объемной формы.


В связи с такой жаждой познания вполне объяснимо появление и широкое распространение теоретических трудов. Одним из таких исторических документов эпохи раннего Возрождения в области техники живописи XIV—XV вв. является «Трактат о живописи» Ченнино-Ченнини.


О христианской эпохе, Средних веках сохранилось много литературы, в которой подробно рассказывается о технике живописи, представлены рецепты и счета по израсходованию материалов живописных работ, уставы и регламенты живописных работ
.

В Средние века особое значение приобретает живопись на яйце (желтке, белке, цельном яйце), зарождение которой имело место еще в древние времена.
На яйце писали большинство живописцев Средних веков, эпохи Возрождения. В Средние века получает начало и совершенно новый тип живописи: на высыхающих жирных маслах, которая сначала играла лишь служебную роль в темпере.
Высыхающие растительные масла использовались еще в древности. Диоскорид, живший при императоре Августе, описывает ореховое, маковое, конопляное и льняное масла. Наиболее раннее свидетельство об употреблении масел в живописи содержится в трактате монаха Ираклия, относимом к X в.


К концу XIV столетия все, что могли дать живописи яичная темпера и ее соединения с масляными красками Средневековья, было использовано.


В XV в. фламандский живописец Ван-Эйк, испробовав различные способы, пришел к выводу, что масла из льняного семени и орехов сохнут лучше всего. Смешение красок с этими видами масел давало очень крепкое связующее вещество, которое при высыхании не боялось воды и придавало краске блеск.

Переворот, сделанный Ван-Эйком в усовершенствовании масляных красок, весьма значителен. Фламандский способ живописи был вскоре усвоен живописцами всей Западной Европы.


В Италии фламандский способ живописи претерпел видоизменение: тонкое фламандское письмо заменилось пастозной живописью. Яркие белые предметы, погружаясь в воздушную среду, приобретают желтый оттенок. Это можно наблюдать на облаках: на переднем плане блики облаков белые, с удалением они приобретают желтые и у горизонта оранжевые и даже розоватые оттенки.

С развитием восприятия цвета, в процессе культурной эволюции человека возникло понятие «чувства цвета». Под чувством цвета понимается не только констатирующая характеристика цвета, но и сложные психо-физиологические процессы, возникающие при восприятии цвета. Группы цвета и их сочетания на основе ассоциативных представлений создают эмоциональную окраску живописного произведения, формируют художественный образ.

Итальянская манера живописи в свою очередь начинает увлекать живописцев и быстро распространяется как в Италии, так и за ее пределами. Фламандская манера постепенно вытесняется.


Много веков художники работают кистью, пользуясь красками, линией, как средствами изображения. И если посмотреть с этих позиций, мало что изменилось в работе художников, а ведь за это. время изобретены новые составы красок, ушли вперед техника и материалы. Но дело не только в технике и материалах, а в преемственности лучших традиций. Прогресс искусства заключается в том, что оно ищет новые формы для нового содержания, не утрачивая связи с традициями, стараясь взять у прошлого все самое лучшее
.

/Ю.П. Шашков. Живопись и ее средства/

 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню