Главное меню:
Хохлома,Хохлома!
Блещут золотом дома!
Миски, ложки, чаши, блюда -
Золотая вся посуда!
Хохломская роспись, хохлома - русский народный художественный промысел, традиционное изготовление деревянных расписных изделий. Возник во второй половине ХVII в. в Заволжье на территории Ковернинского района Нижегородской области. Название промыслу дало село Хохлома, центр сбыта изделий местных ремесленников. Иконописцы-старообрядцы, знавшие приемы дешевого "золочения" дерева, способствовали возникновению здесь оригинальной техники окраски предметов без применения золота. Хохлома сохраняет старую технику, до наших дней. Для хохломской росписи характерны две ее разновидности: "верховая" и "под фон".
"Верховая" роспись - это рисунок черной или красной краской, наносимый на золотую поверхность, где он образует легкий ажурный узор (композиции "травка", "под листок", "пряник", "осочка" ). Роспись "под фон" имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным фоном (своеобразная разновидность росписи - "кудрина"). С 1960-х гг. хохломские изделия выпускаются на двух предприятиях промысла: фабрика "Хохломской художник" на родине промысла с центром в селе Сёмино (Ковернинский район) и производственное объединение "Хохломская роспись" в городе Семенове. Мастера сёминского предприятия культивируют виртуозный травный орнамент, отличающийся красотой полевых трав, ягод, цветов.
Скопкарь - один из древнейших русских деревянных (иногда металлических) ковшей, распространенный на Руси с древности до середины XIX в.
Любовь народа к этой форме ковша на протяжении многих веков не случайна. В нем с особой проникновенной силой передано поэтическое восприятие мира в народном творчестве. В нем слиты утилитарные функции ковша и образно-пластическое художественное решение. Уподобление живому одушевляло вещь, наделяло образ значительностью, силой, должной помогать человеку. Поэтому ковш-скоп карь был праздничным предметом.
На пирах в знак единства и согласия обносили ковшом вкруговую. На свадьбе ковш преподносили жениху и невесте с пожеланием счастья и прибыли дому. Включенный в свадебный обряд, такой ковш нес символику, связанную с водой, с солнцем, нес фольклорное представление. С образом птицы в народном мировосприятии всегда было связано представление о добре, счастье, свете. Невеста сравнивалась с лебедушкой, уточкой. Это сравнение распространялось и на женщину.
По зеленому лужочку золота струя бежит,
Что и струинька за струинькой, белый лебедь плывет,
Что белая-то лебедка - красна девица душа,
Что и серый селезень - добрый молодец.
Ковш-скопкарь выделялся не только размерами на пиршественном столе, он был величав и торжествен, полон значения. В ГИМ хранится ковш из Поволжья, вмещающий около полутора ведер меда или пива. Он поражает не только своими внушительными размерами, но и красотой и пропорциональностью своих форм. В символике его сохранились следы древних верований.
/ Некрасова М.А. Народное искусство России – М. 1983/