Леонардо да Винчи - математика и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

Леонардо да Винчи

Биографии > Биографии художников

Леонардо да ВИНЧИ - итальянский живописец, скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения.

Родился в Анкиано в 1452 году, около селения Винчи. Отец его был нотариусом, перебравшимся в 1469 году во Флоренцию. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине учителя «Крещение» уже отчетливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объема и необычайная одухотворенность образа.

Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят «Мадонну с цветком» («Мадонна Бенуа», как она называлась раньше, по имени владельцев). В этот период Леонардо несомненно некоторое время находился под влиянием Боттичелли. Его «Благовещение» по детализации еще обнаруживает тесные связи с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.

От 80-х годов 15 века сохранились две неоконченные композиции Леонардо: «Поклонение волхвов» и «Св. Иероним». Вероятно, в середине 80-х годов была создана в старинной технике темперы и «Мадонна Листа», в образе которой нашел выражение тип леонардовской женской красоты: тяжелые полуопущенные веки и едва уловимая улыбка придают лицу мадонны особую одухотворенность.

Соединяя научное и творческое начало, обладая как логическим, так и художественным мышлением, Леонардо всю жизнь занимался учеными изысканиями наравне с изобразительным искусством; отвлекаясь, он казался медлительным и оставил после себя немного произведении искусства. При миланском дворе Леонардо работал как художник, ученый, техник, изобретатель, как математик и анатом. Вместе с тем, попав на службу к Моро, он кажется как бы созданным для светской жизни, подобной той, которую ведет миланский вельможа.

Для Леонардо искусство и наука существовали нераздельно. Занимаясь искусством, он делал научные изыскания, опыты, наблюдения, он выходил через перспективу в область оптики и физики, через проблемы пропорций - в анатомию и математику и так далее. «Тайная вечеря» завершает целый этап в научных изысканиях художника. Она является также и новым этапом в искусстве. Многие художники кватроченто писали «Тайную вечерю».

Для Леонардо главное - через реакцию разных людей, характеров, темпераментов, индивидуальностей раскрыть извечные вопросы человечества: о любви и ненависти, преданности и предательстве, благородстве и подлости, корыстолюбии, - что и делает произведение Леонардо таким современным, таким волнующим и по сей день. По-разному проявляют себя люди в момент душевного потрясения: весь поник, кротко опустив глаза, любимый ученик Христа Иоанн, схватился за нож Петр, развел в недоумении руками Иаков, судорожно вскинул руки Андрей. В состоянии полного покоя, погруженности в себя пребывает только Христос, фигура которого - смысловой, пространственный, колористический центр картины, сообщающий единство всей композиции. Синие и красные тона, господствующие в росписи, не случайно наиболее интенсивно звучат в одежде Христа: синий плащ, красный хитон.

Леонардо был величайшим художником своего времени, гением, открывшим новые горизонты искусства. Он оставил после себя немного произведений, но каждое из них явилось этапом в истории культуры. Леонардо известен также как разносторонний ученый. Его научные открытия, например, его изыскания в области летательных аппаратов представляют интерес и в наш век космонавтики. Тысячи страниц рукописей Леонардо, охватывая буквально все области знания, свидетельствуют об универсальности его гения.

Умер Леонардо Давинчи в 1519 году.

Леонардо родился в небольшом городке да Винчи недалеко от Флоренции. Леонардо из Винчи — так он подписывал свои картины, обессмертив маленький городок, который стал известен благодаря Леонардо больше, чем все столицы мира.

Леонардо был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки. Заметив способности сына к живописи, отец отдал его в учение к флорентийскому скульптору и художнику Андреа Верроккио.  
Шесть лет Леонардо постигал ремесло. Верроккио поручил ему написать на своей картине «Крещение Господа» одного из ангелов. По сравнению с ангелами, написанными Леонардо, вся остальная картина казалась примитивной. Поняв, что ученик намного превзошел его, Верроккио навсегда оставил живопись и больше никогда не брал в руки кисть.
В двадцать лет Леонардо начал работать самостоятельно. В те годы Флоренцией правил потомок банкиров, щедрый покровитель искусства Лоренцо Медичи Великолепный. Ему больше всего нравились картины знаменитого Боттичелли. При дворе Лоренцо Леонардо не нашел применения своим талантам и уехал в Милан.


В Милане он прожил семнадцать лет. За это время он прославился и как художник, и как скульптор, и как великий инженер-изобретатель. Леонардо всегда хотел превзойти всех и во всем. Он был красив и силен, мог голыми руками ломать подковы, не имел равных себе в фехтовании, и ни одна женщина не могла устоять перед ним.


Леонардо жаждал попробовать себя во всех областях деятельности. Он работал как архитектор, придумал танк и вертолет, написал работы по математике, анатомии, ботанике. Может быть, он был самым разносторонним гением, когда-либо жившим на земле.


И все-таки в истории человечества он в первую очередь художник, великий живописец эпохи Возрождения. Его фреска
«Тайная вечеря» — вершина философской живописи. В позах, жестах, лицах двенадцати человек великий художник запечатлел целую вселенную чувств, переживаний, мыслей.

Другая всемирно известная работа великого мастера — портрет Моны Лизы — «Джоконда». Ее улыбке приписывают колдовскую силу, слава картины так велика, что многие считают целью жизни увидеть ее.


Леонардо был далек от политических событий своего времени — борьбы партий, городов. Флорентиец, он долгое время жил в Милане, враждовавшем с Флоренцией, потом снова вернулся на родину, а в конце жизни принял приглашение французского короля Франциска I и прожил остаток своих дней в королевском замке Клу около города Амблуаза.


Обычная жизнь с ее суетой и борьбой казалась Леонардо незначительной в сравнении с его замыслами. Однако и их он часто оставлял, не доведя до конца, увлекаясь новыми идеями. Его набросков, планов хватило бы десяти гениям. Он умер, оставив четырнадцать томов рукописей, часть из них не понята и не расшифрована до сегодняшнего дня.


/В. Бутромеев. Великие и знаменитые/

 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню