Главное меню:
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ. ПРЯЛКИ.
Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Хотя промысел в с. Палащелье Лешуконского р-на возник довольно поздно, древность сюжетов и самой техники росписи на прялках и других деревянных изделиях несомненна. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках.
Преобладают зооморфные изображения — знаменитые бегущие кони, олени, птицы, расположенные в несколько рядов. На внутренней стороне каждой мезенской прялки имеется, кроме того, сюжетный рисунок (пароход с матросами, охотник, прицеливающийся в птицу, сидящую на вершине дерева, дерево с птицей на вершине и т. п.). Эти изображения почти полностью свободны от геометрических фигур.
Почти на каждой мезенской прялке выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами представляются кони или олени, в верхнем — птицы. Как правило, в среднем ярусе (иногда, гораздо реже, — в нижнем) к изображениям животных присоединяются фигуры птиц по краям, вернее по четырем сторонам яруса, тогда как в верхнем ярусе рисовались только птицы.
На внешней стороне прялок узор более устойчив, чем на внутренней. В средней его части почти всегда изображены два ряда бегущих друг за другом лошадей или оленей. Обычно узор строится таким образом, что один из рядов состоит целиком из фигур лошадей, другой — из фигур оленей. Нередко оба ряда заполнены однородными фигурами коней, реже — оленей. В каждом ряду мастер помещал три или четыре фигуры животных, так что всего в обоих рядах помещалось соответственно шесть или восемь фигур.