Микеланджело - математика и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

Микеланджело

Биографии > Биографии художников

Другой гигант Возрождения — МИКЕЛАНДЖЕЛО — не стремился проявить себя во всех областях искусства и науки, подобно Леонардо. Но как скульптор и живописец он, может быть, даже превзошел своего великого современника. Микеланджело тоже начал путь художника во Флоренции. Четырнадцатилетним подростком он поступил в мастерскую одного из флорентийских живописцев. После года учебы Микеланджело так копировал рисунки старых мастеров, что его учитель не мог отличить, где копия, а где оригинал.

Скульптура больше привлекала молодого художника, и он перешел в мастерскую скульптора. Вскоре правитель Флоренции Лоренцо Медичи Великолепный обратил внимание на талантливого юношу и дал ему возможность продолжать заниматься искусством.


Совсем молодым человеком — ему не исполнилось и двадцати лет — Микеланджело посетил Рим. В Риме он изваял одну из своих самых знаменитых скульптур — «Пьета» — то есть «Оплакивание Христа». Мать Иисуса Христа оплакивает только что снятого с креста сына. Скульптура вызвала восхищение. Микеланджело никто не знал в Риме. Знатоки спорили, кому принадлежит эта прекрасная работа, и называли имена прославленных скульпторов. Тогда Микеланджело ночью пришел в церковь, где была выставлена «Пьета», и высек на ней гордую надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил».


Вернувшись во Флоренцию, молодой скульптор создал статую Давида. Согласно библейской легенде, Давид победил великана Галиафа. Эта победа считалась символом победы с божественной помощью над грубой силой. Обычно художники и скульпторы изображали Давида слабым юношей, попирающим поверженного могучего врага. Микеланджело создал Давида сильным, атлетически сложенным. Он будто подчеркивал, что победы он достиг благодаря самому себе. Флорентийцам очень понравилась работа Микеланджело. Они поставили «Давида» перед зданием, где заседало республиканское правительство Флоренции. «Давид» стал символом города, боровшегося со своими врагами.
Гордый юноша воспринимается и как символ всейэпохи Возрождения, как гимн человеку.

Гимном человеку и его возрождению после средневековой ночи стала и главная живописная работа Микеланджело — роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. Сикстинской ее называли потому, что она была построена для Папы Римского Сикста. За четыре года работы Микеланджело один расписал потолок площадью пятьсот квадратных метров. Эту роспись можно сравнить с «Божественной комедией» Данте. Микеланджело изобразил и сотворение мира, и страшный суд, и библейских пророков. Каждый образ, созданный художником, непревзойденный шедевр живописи. Шедевром называют высшее достижение искусства. Когда-то в цехах средневековых ремесленников французским словом «шедевр» — сверх дело, главное дело — называли образцовое изделие, которое ремесленник представлял старшинам цеха для получения звания мастера.


В отличие от Леонардо, который величественно удалялся от обыденной жизни, Микеланджело был человеком страстным, темпераментным. Когда Папа Римский начал войну против Флоренции, Микеланджело вернулся в родной город и возглавил работы по сооружению городских укреплений. Флоренция потерпела поражение в борьбе с Папой. Микеланджело переживал унижение своей родины. Жизнь уготовила ему немало страданий и разочарований. В минуты отчаяния он написал стихи, в которых проклинал свое время.


И все-таки судьба не сломила Микеланджело. Он не опустил руки перед невзгодами и поражениями и работал, творил до конца своих дней. Последний период жизни Микеланджело прошел в Риме. По его проекту был реконструирован центр Рима — Капитолийский холм — и возведен собор святого Петра, одно из самых грандиозных зданий на земле.


Умер Микеланджело в своей мастерской. Папа Римский, в знак уважения к гениальному художнику, приказал похоронить его в соборе святого Петра. Племянник Микеланджело тайно вывез его из Рима во Флоренцию
игорожане торжественно погребли своего земляка в церкви Санта-Кроче — усыпальнице великих людей Флоренции.

/ В. Бутромеев. Великие и знаменитые/


 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню