Набойка - математика и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

Набойка

Искусство > Декоративное искусство > Русские промыслы

Старинная набойка и современные набивные ткани

…Работа над эскизом оформления ткани связана с эстетическим познанием старинной набойки — ткани с узором, отпечатанным с резной или наборной деревянной доски.
Народные мастера набойки проявляли самобытность и творческую выдумку, сочиняя разнообразные рисунки для досок. Мотив узора наносился на доску, которая соответствовала ширине ткани. Перенесенный узор вырезали. Такие доски с вырезанным узором назывались цветки или манеры. На манеру наносили краску. Поверх доски клали чистый холст, плотно прокатывали его вальком, и узор отпечатывался на ткани.


В XIX веке стали вырезать манеры небольшого размера (16 X 16 см). В рельефном изображении узора на дереве закреплялись небольшие детали из кусочков меди и проволоки, поэтому в отпечатанном рисунке появлялись тонкие линии и точки. Печатали рисунок, как и раньше, но манеру небольшого размера, после того как опускали в краску и клали на материал, ударяли сверху деревянным молотком, чтобы узор отпечатался; ровно, отсюда и пошло название набойка.


В различных музеях нашей страны бережно хранятся образцы набивной ткани и доски-штампы, являющиеся настоящими произведениями искусства. Например, Загорский государственный музей-заповедник располагает интереснейшей коллекцией набойки и манер. Рисунок каждого элемента узора создает радующую глаз картину игры линий и пятен. В тканях XVIII века контур цветов плотный, сочные стебли, побеги, цветы подчиняются четкому ритму. Особенно хороши темные силуэты на сером фоне холста. В XIX веке с появлением  новых технических возможностей мастера стали иначе выполнять декоративные мотивы: внутри очертания листьев, лепестков, бутонов появились особые декоративные разделки в виде полосок и точек. Однако целостное впечатление от орнаментального изображения на фоне ткани не нарушилось. Набивные ткани создавались на основе условного, плоского рисунка, позволяющего избежать впечатления прорыва поверхности ткани. Такой рисунок служил хорошим украшением народного женского костюма. В наши дни традиции лучших мастеров набойки сохраняются. Художники создают рисунок, учитывая различное назначение ткани (декоративная, плательная и т. д.).

В создании декоративного растительного мотива учащимся должно помочь знание силуэта, ритма, симметрии, цвета, изображение элементов узора с помощью печатки или трафарета.


/
Т.Я. Шпикалова. Народное искусство на уроках декоративного рисования. /

 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню