Орнамент модерна - математика и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

Орнамент модерна

Искусство > Декоративное искусство

Орнамент стиля модерн

Рубеж XIX—XX столетий — время, когда в искусстве европейских стран формировался особенный художественный стиль. В разных странах он приобретал свои национальные особенности, но всегда обладал общими характерными чертами. В Германии стиль носил название «югендштиль», в Австро-Венгрии «сецессион», в Бельгии и Франции — «ар нуво», в Великобритании «модерн стайл», в России — «модерн».

Стиль модерн нашел свое отражение во многих областях творческой деятельности, и в первую очередь в архитектуре, живописи и прикладном искусстве. Непревзойденными мастерами стиля модерн считались такие знаменитые художники и архитекторы, как А. Муха, А. Тулуз-Лотрек, Г. Климт, Р. Лалик, Л. Галле, В. Орта, Г. Ж. Гимар, в России — архитектор Ф. О. Шехтель, художники М. А. Врубель, И. Я. Билибин, С. В. Малютин.


Желание создать нечто новое для своего времени являлось творческим кредо каждого художника. Художники искали новые впечатления: обращались к восточным мотивам, изучали природу, стремились воплотить в искусстве те философские идеи, которые витали в воздухе.


Фасады зданий, предметы быта, ювелирные украшения, кованные решетки и даже театральные афиши были украшены бесчисленным количеством извивающихся, напряженных и лаконичных линий. Живые энергичные линии заполняли строго отведенное для них место, но при этом удивительно напоминали естественные растительные организмы. Линия, подчеркивающая форму предмета, также напоминала морскую волну или «удар бича». Причудливая изогнутость линии прочно ассоциировалась у современников с развевающимися на ветру складками женского платья. Именно этот мотив выражал главную идею модерна — в нем отмечали заметное стремление к изысканной утонченности и, вместе с тем, капризности.


Линия в орнаменте этой эпохи старалась вести главную тему, являлась той важной частицей, которая служит основой для будущего облика предмета. Фактически стиль модерн дал возможность заново оценить важность орнамента и определить его место во всех видах искусства.


Те или иные элементы, согласно новому художественному направлению, могли быть с легкостью перенесены с одних предметов на другие. В то же время, однотипным орнаментальным мотивам в стиле модерн не было места. В каждом новом случае узор приобретал иное звучание и пластическую выразительность. Не смотря на то, что огромное значение художниками придавалось восточным мотивам, традиционные и известные всей Европе элементы были неузнаваемо изменены. Цветки персика, гвоздики, вишни, стебли бамбука — все это было переработано и приобрело новое звучание. Стилизованные природные формы применялись как самостоятельный декоративный элемент и использовались с тем условием, чтобы создавалось впечатление любования их неповторимой красотой — цветом, формой, структурой.


В основе орнаментального узора мастера модерна также применяли цветы и побеги ириса, розы, плюща, репейника, шиповника, лилии, орхидеи. Ирис символизировал для людей состояние неги и томность, лилия — девственную чистоту и смерть. Изображения цветка орхидеи, кувшинки или тюльпана также воспринимались как символ трагедии и смерти. Иную символическую нагрузку нес цветок розы. Воспринимаемая как цветок Венеры, роза служила символом самого прекрасного в жизни человека — любви, красоты и счастья. Нередко для большой композиции художник использовал образ Дерева, символизирующего вечную райскую жизнь. Подсолнух как цветок наиболее адекватный образу солнца отождествлялся с красотой и праздничностью жизни.


В орнаментах также встречались изображения животных: летучие мыши, лебеди, павлины. Лебедь привлекал художников своей изысканной красотой, что нередко ассоциировалось с печалью и темой смерти. Павлин, как известно, был особенно популярен в христианском культе и обозначал идею небесного Рая. Также в искусстве Древнего Египта павлин считался аллегорией Солнца. Оба эти понятия в эпоху модерна сплелись и образовали единый символ. Летучие мыши как дух ночи, любимого времени модерна, приоткрывали завесу над тайными желаниями и страстями. Аллегорический образ летучей мыши соотносится с особой способностью чувствовать скрытые силы природы, которые человек в нынешнем мире утратил. Мистический образ летучей мыши также является прототипом женщины-ведьмы.


Особое место в орнаментике модерна занимал женский образ. Именно в это время образ Женщины является ключом к пониманию сущности бытия. Образ женщины-соблазнительницы, женщины-героини, женщины-танцовщицы насыщал и дополнял орнаментальную композицию.


Очевидно, для художника конца XIX — начала XX века женщина являлась воплощением мировой гармонии, красоты и любви. Прекрасные танцовщицы, обнаженные нимфы, аллегории весны, лета, любви, плодородия, прекрасные воительницы, ведьмы и колдуньи составляют многочисленный ряд женских образов А. Мухи, Г. Климта, А. Тулуз-Лотрека и многих других. Женские головки с развевающимися волнообразными прядями густых волос украшали фасады частных особняков, доходных и торговых домов. Подобно бесстрастным духам, они наблюдали за про-хожими свысока. Закрытые разноцветными драпировками и украшенные цветами женские фигурки служили неизменными образами для афиш и рекламных плакатов.


Особо пристальное внимание художников было приковано к танцовщицам и балеринам.


Время диктовало особую манеру поведения женщины. Большое значение придавалось томности и эротичности движений, мрачности и трагичности выражения лица, в то же время считалось модным безудержное веселье и наслаждение окружающим миром.


Условная символичность и аллегория стали главной темой в орнаментальном построении. Орнамент стиля модерн жил не за счет изображения действительных объектов, как это происходило в живописи, а существовал именно как система образов, тяготеющих к отображению ирреального, метафизического мира. По сути, перечисленные выше изобразительные мотивы обозначали некое философское понятие бытия. Особенно художников притягивало эмоциональное состояние человека. С повышенным интересом мастера следили за проявлением страсти, чувственности, нежности, агрессии или душевного спокойствия, воплощая эти чувства в символические сцены поцелуя, весны и сна.


В равной степени в стилистике модерна существовали всевозможные типы орнаментального декора, от простого до самого сложного. Удивительно тонкие и законченные орнаментальные композиции притягивали взгляд зрителя и придавали очарование предмету, для которого были задуманы.


При всем многообразии орнаментальных вариаций, которые целиком и полностью зависели от воли и фантазии художника, стиль модерн сохранял единую идеологическую направленность и художественную целостность.


/В. И. Ивановская. Орнамент стиля модерн. Изд. "В.Шевчук", 2007/

 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню