Промысел - математика и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

Промысел

Искусство > Декоративное искусство > Русские промыслы

РОСПИСЬ      

В области монументально-декоративной живописи термин, охватывающий все  связанные с архитектурой произведения живописи, за исключением мозаик и панно. Росписью называют и сюжетно-тематические, и чисто декоративные, орнаментальные композиции, выполненные красками непосредственно на поверхности стены, потолка, свода, столба по штукатурке или наклеенному на нее холсту. Выполняться она может в различной технике - фреске, масляной живописи, темперой. В неточном значении роспись охватывает любые произведения монументальной живописи, включая панно и мозаику.

В прикладном искусстве росписью называют сюжетные и орнаментальные изображения, наносимые на предметы кистью или заменяющим ее инструментом (например, аэрографом). Обычно процесс росписи тесно связан с производством расписываемых предметов, но в отдельных случаях он может выделяться в самостоятельную художественную отрасль. Таково, например, широко распространенное в различных странах искусство росписи тканей. По составу красок, по способам их закрепления техника росписи очень различна в разных отраслях промышленности.

Иногда росписью называют не только изобразительную или орнаментальную декорировку, но и раскраску изделия (например, применительно к народной игрушке).
Особенностью росписи является возможность имитации различных, обычно более дорогих материалов. Это могут быть и росписи на стене, передающие фактуру обивки из дорогих тканей; и имитация золотых нитей в вышивке в народных промыслах. Не менее широко известна хохломская роспись, имитирующая позолоту и чернь.

Широко распространены и виды росписи, имеющие самостоятельное эстетическое значение. Это прежде всего батик - создание картин на тканях, а также художественные лаки, эмали, фарфор и фаянс. В некоторых случаях роспись применяют и для того, чтобы подчеркнуть  особенности формы предмета (тонировка статуй и майолики).

ПРОМЫСЛЫ НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

Народным промыслом принято называть районы, где преобладает распространение опре-деленного вида народного искусства. Народная культура всегда тесно связана с условиями конкретной местности. Вот почему в тех населенных пунктах, где имеются выходы глины, развивалось гончарное искусство, а в районах льноводства - ткачество или прядение.


На территории России, как и в других европейских странах, известно великое множество различных народных промыслов. К наиболее прославленным художественным промыслам относятся: палехские, мстерские и федоскинские росписи по папье-маше, хохломская роспись по дереву, гжельская керамика, великоустюжский промысел чернения по серебру, холмогорская резьба по кости, богородская резная деревянная игрушка, вологодское плетение кружев, мстерские вышивки. Все эти промыслы имеют свои богатые художественные традиции, складывавшиеся веками и передававшиеся от поколения к поколению.


Обычно их истоки уходят в глубокую древность. Первоначально династии народных мастеров формировались в пределах одного рода, передаваясь из поколения в поколение. Но постепенно какой-то один вид народного искусства становился преобладающим в пределах данного поселения или даже целого района. Например, в начале XIX века роспись по дереву не была известна за пределами Архангельской губернии, а в начале ХХ века основным центром этого промысла стал город Городец, неподалеку от Нижнего Новгорода.


Даже один и тот же народный промысел приобретает в разных районах индивидуальные и неповторимые черты.

Русский народ, как и все народы, имеет свою веками сложившуюся национальную художественную культуру, которая продолжает развиваться и в настоящее время. Так, издавна художественно оформлялись конструктивные детали построек крестьянских домов: наличники, двери, охлупень - бревно, замыкающее крышу, детали архитектурных конструкций. С любовью украшались орудия труда: веретена, детали ткацкого станка, прялки. Большим художественным вкусом отличаются предметы внутреннего убранства домов: мебель, деревянная резная и расписная посуда, ковши, лукошки, туеса и другие предметы. Широко распространены в народном искусстве деревянные и керамические игрушки.

Художественный вкус русского народа проявлялся и в своеобразных национальных формах, украшениях народной одежды: рубах, передников, сарафанов, юбок и головных уборов. Оформление этих предметов всегда соответствовало их назначению. В рубахах украшались плечи, ворот, подол, в полотенцах узорной тканью или вышивкой оформлялись концы.

Создавая свои замечательные художественные произведения, народные умельцы пользовались простейшими материалами: деревом разных пород, металлом (как правило, железом, медью, сталью), разными видами местной глины, кистью; льном, хлопком. Наиболее распространенными худо-жественными видами обработки материала в русском декоративно-прикладном искусстве являются резьба по дереву и кости, роспись по дереву, металлу и папье-маше, лепка из глины, чеканка, гравировка и литье металла, узорные ткани, набивка тканей, вышивание и кружевоплетение. Каждый вид художественной обработки отличается своей спецификой, которую мастерски использовали народные умельцы.

Народный художник при создании самых фантастических художественных образов исходил из наблюдений действительности во всей сложности ее проявлений. Создавая сказочный образ, народный мастер опирается на конкретное, реальное живое существо. Так, в народном искусстве фантастический зверь единорог изображается как конь с рогом во лбу, в образе сирина изображается птица, в основе образа русалки - рыба и т. п. Созданные народной фантазией, эти образы встречаются во всех видах народ-ного искусства на протяжении многих веков.

Большое распространение в русском декоративно- прикладном искусстве получил орнамент. Он состоит, главным образом из растительных форм, в него также включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты отличаются большим разнообразием: от простейших (в виде растительного побега) до  узорных цветочных форм со сложными разработками деталей. Растительный орнамент, отражая формы живой природы, имеет черты декоративной условности в трактовке отдельных форм. Заполняя поверхность предмета, орнамент почти не оставляет фона. Широкого развития достиг в русском декоративно-прикладном искусстве и геометрический орнамент, отличающийся многообразием вариантов. Его простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток и звезд распространены во  всех видах декоративно-прикладного искусства.


Постепенно складывались местные центры народной культуры русского народа: хохломская роспис
ь по дереву, холмогорская, тобольская резьба па кости, дымковская керамическая и богородская деревянная игрушка, федоскинская миниатюрная роспись на папье-маше, жостовская роспись па металлу, ростовская финифть, кружевной промысел в Вологде, Киришах и многих других районах, вышивальные артели в разных районах и т. п.

 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню