Русский костюм - математика и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

Русский костюм

Искусство > Декоративное искусство > Русские промыслы

Народный костюм России

Каждый народ наследует от предыдущих поколений сделанное их руками, созданное их талантами. Таким бесценным наследием культуры и искусства является русский народный костюм. На протяжении нескольких веков на Русской земле в каждой местности складывались свои особенности народного костюма, его кроя, декора, цветового решения. Испокон века всю одежду русская женщина делала сама, вкладывая в эту работу настоящий талант художника, умение мастерицы. Покрой русского платья незатейлив, но удивительно разнообразен его декоративный узор.


Костюм с архитектурой роднит то, что одежда, как и любое здание, изолирует человека от внешней среды. А всякий вид защиты, по верованиям наших предков, можно было сохранить с помощью магических действий, часто зашифрованных в орнаменте, в формах произведений искусства.


Рубаха была главной частью костюма — и мужского и женского. Может быть, поэтому существует такое разнообразие кроя   рубах и их вышивки.

Вышивка на рубахе имела особое значение. Она не только украшала, но и защищала женщину, являлась оберегом.


Особенно тщательно отделывали ворот, оплечья, рукава и подол. Женскую рубаху украшали вышивкой, узорным ткачеством, орнаментом из тесьмы. В качестве украшения также использовались куски красной ткани, которые ткали на станине.


Мотивы орнаментов не были случайными. В орнамент включались символы жизни — солнце, дождь, земля, птица, кони, т. е. в оформлении одежды народ отображал свое видение, понимание и восприятие природы и с большим уважением относился к ней.


На праздник шили нарядные
сарафаны, часто из ткани красного цвета. На голове девушки носили ленту-повязку, венцы, коруны, а женщины — кокошники, повойники, сороку. Головные уборы украшали золотым шитьем, жемчугом, бисером.

В глубокой древности великая способность людей мечтать разрушала жестокость законов природы — необратимость времени, рождала художественный символ — образ птицы. Только сказочная птица могла преодолеть пространство и время с недоступной человеку быстротой и, владея этой тайной, делала счастливыми людей. Воплощение этой мечты и счастья в образе птицы таинственными нитями связано со сложившимся в народе внешним обликом русской женщины. Длинный, широкий сарафан, широкие, как крылья, рукава, плавная поступь — все это напоминало образ птицы.


Из поколения в поколение передавались традиции русского костюма, видоизменялись, но всегда символизировали мастерство женщины и подчеркивали ее красоту.


В тонких цветных переливах и мелкой ритмике узоров народного костюма северной девушки прочитывается совсем иная гамма чувств, чем в строгой гармонии белого и черного в воронежском костюме или удалом росплеске и монументальности красного цвета в костюме рязанских женщин. Плавная поступь северных хороводов нерасторжима с певучей линией силуэта девушек в сарафанах, повязках и венцах.


Кровную связь наших предков с природой, которая для них всегда была и мать и мачеха, мы находим в народном костюме, в этой интересной области творчества народных мастериц.


Мать сыра земля дарила людям особые краски, учила их искусству сочетать цвета в неповторимой и яркой гармонии, подобно русской песне.


Традиционные русские народные костюмы хранятся в фондах Эрмитажа, Этнографического, Исторического, театральных музеев нашей страны, а также в экспозициях музеев Западной Европы и США.


На фоне интернационализации моды существует стремление каждого народа сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть ее особенности и в одежде. Несмотря на динамизм социальных процессов, их унификацию, усиление роли общечеловеческих ценностей, происходит повышение внимания к материальным и духовным ценностям, созданным народной культурой.


/Т.Я. Шпикалова. Учебник для 6 класса/

Рубаха всегда украшалась вышитыми или ткаными узорами, которые располагались по краю рукавов и на плечах, у застежки и вокруг ворота, по подолу. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди (пестрядинник) или набойки (набивальник). Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал (штоф, парчу, китайку, шерстяной гарус).

Колористическое решение костюма в разных местах России было различным. Например, районам Севера свойственны уравновешенность, сдержанность в применении выразительных средств, благородство колорита. Поэтому «колорит каждодневной женской одежды был спокойный, мягкий, основанный на сочетаниях белого гладкого фона и красного с белым узора рубахи, с серебристо-синим цветом кубовой набойки сарафана -«набивальника» или с более теплой золотисто-красной гаммой пестряди в сарафане-«пестрядиннике» .


Ансамбль женского народного костюма обычно завершали нарядный головной убор и украшения (бусы, цепочки, ожерелья, браслеты). Женские и девичьи головные уборы отличались богатством форм: кокошники, сороки, сборники, повойники, венцы, повязки. Декор головных уборов состоял из сложных растительных и геометрических мотивов. Для головного убора применяли цветной фон. Все эти украшения были построены на умении выявить красоту материала созданием интересных форм узора. Украшали речным жемчугом, сеченым перламутром, белым бисером, шитьем серебряной и золотой нитью. В красочных узорах головных уборов отразилось все богатство орнамента русского народного искусства.


Каждая деталь головного убора придавала своеобразие облику женщины, создавала местный колорит костюма жительниц той или другой области.


Среди художественных материалов, которыми пользовались в украшении головных уборов, особое место занимает жемчуг. Шитье жемчугом— своеобразная областях  русского приклад-ного искусства. «Все иностранцы, посещавшие в XVI—XVII веках нашу страну, называли жемчуг национальным русским камнем, так много его было среди русского населения и так часто он встречался в самых различных сочетаниях».


Добывали жемчуг в реках. К промыслу относились с большим благоговением. Считалось, что жемчуг не давался в руки людям жадным, стремящимся к наживе. Искусство шить жемчугом переходило от матери к дочери. Богатые головные уборы тоже передавались по наследству. Их бережно хранили как заветы предков и образцы прекрасного.


Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от интерьера крестьянской избы, трудовой жизни, праздников и обрядов. Нарядны не только узоры на одежде, во всем, ансамбле преобладает симметричное построение, любовное отношение к каждой детали.


Эстетическая оценка костюма как произведения декоративного искусства находит выражение в устном поэтическом творчестве. Так, в песнях описанию костюма обычно уделяется больше внимания, чем портрету героя. Упоминается повседневный наряд девушки— сарафан, митка-левая или коленкоровая рубашка, косоплетка в косе, праздничная льняная рубашка с вышив-кой своей работы ,шелковый пояс, «кокошничек косой золотой»...

Красна девица идет,
Словно павушка плывет,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо


Красота русской одежды запечатлена в полотнах известных художников XIX века А, Венецианова, К. Маковского, В. Сурикова, В. Васнецова, К. Коровина, А. Архипова, И. Малявина, С. Малютина, И. Билибина, В. Поленова и других.


Лучшие традиции русского народного костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт сарафанов, рубах, кафтанов способствуют выразительности народного танца. Художественные достоинства русского костюма вдохновляют модельеров на интересные поиски в современной одежде.


/Т.Я. Шпикалова. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Просвещение, 1979/


 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню