Тициан - математика и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

Тициан

Биографии > Биографии художников

ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (ок. 1489/90-1576), итальянский живописец.

Около 1500 ребенком был отдан отцом в мастерскую венецианского мозаичиста Себастьяно Дзуккато. Затем учился живописи в мастерской тогдашнего главы венецианской школы Джованни Беллини и у его брата Джентиле Беллини. В 1507 поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне, после его смерти (1510) закончил некоторые его картины. В 1517-55 занимал должность официального живописца Венецианской республики. Пользовался огромной прижизненной славой, его заказчиками были император Карл V, испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского.

Творческое наследие Тициана огромно: это около 120-130 полотен, фрески, ряд превосходных подготовительных рисунков, серия гравюр на дереве, созданных в его мастерской по его рисункам. Живопись его включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты, традиционные для Венеции «истории» — многофигурные сцены с элементами исторической композиции. Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы.

В ранних работах Тициана  еще проступают мотивы, унаследованные у Джорджоне: лирическая мягкость интонаций, идиллический образ природы. Но уже в аллегорической композиции «Любовь земная и небесная» эти интонации уступают место чувственной радости бытия, праздничному полнозвучию красок.

Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516-18) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов — первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. Героическая патетика, яркость эмоций определяют и характер алтарных композиций Тициана 1520-х гг. — «Вознесение Христа»
.

В картинах 1530-х гг. на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. В одном из шедевров этих лет — «Венере Урбинской» (ок. 1538, Уффици) — он переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 в.

1520-40-е гг. — время расцвета творчества Тициана-портретиста. Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые «Ариосто» и «Скьявона», ок. 1510-11, Национальная галерея, Лондон). В 1520-40 он создает обширную портретную галерею современников.

/Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия/

Имя Тициана стоит в одном ряду с гениями Возрождения Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэлем. Ему не исполнилось и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты. Прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и папы римские, кардиналы, герцоги, князья и платили огромные Тициан Деньги. Тициан был очень  богат. Современники упрекали его в жадности и любви к  деньгам. Талант художника он сочетал с деятельностью купца и пускал свои деньги в торговый оборот. Ведь он жил в Венеции, которая славилась купцами и банкирами еще больше, чем живописцами.


Император Карл V вызвал Тициана к себе, окружил его почетом и уважением и не раз говорил:
— Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана?
Рассказывают, что однажды, когда художник уронил кисть, Карл V поднял ее и сказал:
— Услужить Тициану почетно даже императору.


И испанский король, и французский, и папа римский приглашали его поселиться при их дворе, но художник, выполнив заказы, всегда уезжал в родную Венецию.
Тициан прожил почти сто лет. Даже в глубокой старости он не прекращал работу. Умер Тициан от чумы, заразившись от своего любимого сына.

/В.Бутромеев. Великие и знаменитые/

 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню