цвет - математика и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

цвет

Искусство

Цветоведение — наука по изучению взаимодействия цвета как при смешении красок механическим и оптическим путем, так и при изменении цвета и цветовых отношений в зависимости от освещения. Наука о цвете как самостоятельная отрасль определилась лишь в прошлом столетии, но вопросы цвета давно привлекали внимание как художников, так и ученых.

Ещё в
IV в до н.э. Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и цветовые явления. Изучением цвета занимались Ченино-Ченнини (умер около 1400 г.), Леои Батиста Альберти (1404 — 1472), Пьеро де ла Франческа (1416-1492), Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Джордже Визари (1511- 1574), Альбрехт Дюрер (1471 — 1528), Франциско Пачено (1564-1654). Цвет исследовали Исаак Ньютон (1642 —1727), М.В.Ломоносов (1711 - 1765), Гельмгольц (1821-1894). И.В. Гете (1749-1832) писал специальный труд «Учение о цвете». В XX в. активно изучались психофизиологические и психофизические вопросы цветовосприятия.

Цвет- одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Цвет— это результат отражения света от поверхности предмета. Красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые цвета и все их промежуточные отношения называют хроматическими (цветными). Все видимые в природе белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими.

Три цвета — красный, синий и желтый — основные. Эти цвета нельзя составить из других цветов. Оранжевый, зеленый и фиолетовый называют составными или дополнительными — их можно получить, смешивая основные цвета.


Цвета делятся также на теплые и холодные. Красные, желтые и все производимые от них оттенки называются теплыми цветами. Синий цвет и все оттенки, производимые от него, — холодные. Белые, серые и черные цвета отличаются друг от друга по светлоте: одни из них светлее, другие темнее.


Светлота — это светотеневая характеристика цвета. Все цветные краски также отличаются друг от друга по светлоте.

Насыщенность — это степень выражения цветового тона. Эталоном насыщенности принято считать цвета спектра. Чем больше цвет природы приближается к спектру и чем сильнее его отличия от серого, тем он насыщеннее.


Каждый предмет имеет собственный или локальный цвет. Но в природе одноцветную окраску предмета увидеть
. Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление частоты пульса, изменение дыхательного ритма, скорости реакции и т. п.


У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота. Цветовой тон определяется названием цвета и зависит от его места в спектре. Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.

Если в цвет добавить серую краску, изменится его насыщенность.Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, т.е. определить, какой из них темнее, а какой светлее (светло-зелёный и тёмно-зелёный, розовый и синий). Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду.

Рисуя с натуры карсками, необходимо внимательно наблюдать цвет предметов, стараться передать его в рисунке со всеми оттенками, обращать внимание на крастоту сочетаний.

Подбирая сочетания красок в декоративной работе, надо обращаться к природе, наблюдать в ней дополнительные цвета и оттенки.

Чтобы передать расстояние между предметами, надо сравнивать однородные цвета ближних предметов с дальними, отмечая разницу их оттенков.

Передавая собственные и падающие тени, надо учитывать время дня и особенности освещения. При теплом освещении цвет тени кажется холоднее, а при дневном - теплее.
На цветной поверхности тени не могут быть серыми или чёрными.


Главным средством, с помощью которого живопись отражает видимы мир, является цвет. Живописец располагает ограниченным количеством красок, которые он смешивает, наслаивает друг на друга, размещает на холсте пятнами и таким образом создает, организует цвет в картине, который, однако, ни в коей мере не повторяет многочисленные оттенки в природе. Набор красок, которыми пользуется художник, - это его палитра (палитрой называется и доска, на ней смешиваются краски). Художник стремится из красок своей палитры извлечь как можно больше цветовых звучаний: ведь краска, положенная рядом с другой, воспринимается уже не изолированно, а вместе с соседней и каждое цветовое пятно, вступая во взаимодействие с другими пятнами, приобретает новые оттенки.

читать далее...

Психология цвета.


Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки цветов. Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. Эксперименты показали, что воздействие теплых оттенков красного, оранжевого и желтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания, а воздействие зеленого, синего и черного цветов понижает эти показатели. Об этом важно знать художникам-дизайнерам, занимающимся оформлением интерьеров

читать далее...

 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню