Палех - математика и искусство

Перейти к контенту

Главное меню:

Палех

Искусство > Декоративное искусство > Русские промыслы

В палехе картины не рисуют в рамах,
В Палехе картины на шкатулках прямо.
Русские мотивы о счастливой доле:
Парни и девицы на гульянье, в поле.

Село Палех Ивановской области за высокую художественную культуру его мастеров замечательных реставраторов древнерусской живописи, в совершенстве владеющих традиционным искусством иконописи, выполнявшейся темперными красками, получило признание как село-академия. Непосредственная история палехской иконописи восходит к ХVI – ХVII векам, а в качестве иконописного промысла она получила распространение в XVIII и ХIХ веках.

Палехские иконописцы выделялись среди мастеров других близлежащих центров тем, что исполняли наиболее сложные виды письма. Изысканный четкий рисунок, детальная повествовательность «житийных» икон, тонкая ювелирная отделка золотом, красивые переливчатые цветовые сочетания, достигаемые наложением многих легких прозрачных слоев - «плавей», - вызывали любовь к ним многих ценителей.

После октября 1917 года иконопись осталась не у дел. Мастера стремятся отойти от иконных канонов. На остатках иконописного промысла возникло чудесное, полное жизни и удивительно ярких образов искусство, красные, оранжевые, белые, зелёные цвета на черном фоне выглядят особенно звонкими» благодаря легким золотым линиям и бликам, которыми украшено каждое изображение - и фигуры, и здания, и деревья.

Условность цвета, форм архитектуры, утонченные, вытянутые пропорции фигур, четко выделяющихся на черном фоне, обильная их проработка золотой графикой - характерные черты миниатюры Палеха. Роспись ведут темперой. Орнамент, обрамляющий миниатюру, придает вещи ювелирную драгоценность, нарядность. Пишут его серебром или золотом (сусальным), иногда дополняя его и другими цветами. Живопись покрывают светлым лаком (до 6 слоев), шлифуют и полируют.


Пушкинский сказочный мир в развитии палехской миниатюры

Художественный мир у Пушкина многообразен и прекрасен, полон чувств, мыслей, глубокой правды, истинного гуманизма  и демократизма. В нем жили истинно русские персонажи. На поколения россиян сильнее всего действовали красота и гармония пушкинского мира. Не морализуя, самим своим творчеством Пушкин облагораживал души, открывал каждому читателю тайну его души, показывая идеал. Своими произведениями он «преподал глубокие уроки правды, понятия свободы, нравственности, добра, словом, учил жить; и эти уроки не устарели  еще и теперь»
(И. Л. Гончаров).  


Внимание палехских мастеров лаковой миниатюры не случайно привлек  пушкинский сказочный мир: он соответствовал сказочно- условному характеру их искусства. Пушкинские сказки, поэма «Руслан и Людмила», по свидетельству знатоков творчества  палешан, сыграли большую роль в развитии палехской миниатюры. Под их влиянием в искусстве палехских мастеров развивались принципы психологической конкретизации, индивидуализации персонажей, соединения разновременных действий, многосюжетного живописного повествования, общей композиции, живописной изобразительности. Все это обусловило синтез живописи и предметной формы, становление и расцвет палехской лаковой миниатюры (особенно в 1930-е гг.), ее мировую известность.
(Сказочный мир Пушкина: Из собрания Государственного музея палехского искусства / Сост. Н. П. Кузенина, А. В. Бокарева Е. С. Милютина; - Иваново, 1996. )


Ритмичность пушкинского стиха, музыкальность языкового и  композиционного склада произведений, живописная наглядность образов Пушкина - все это способствовало формированию поэтического строя искусства Палеха, его системы пластических средств, где декоративность являлась и содержанием, и средством выражения.
(Ходов В. Палех // Юный художник. - 1982. - №. - С. 12-15, 180.)


Художник-палешанин о палехской сказке

Требуется, наверное, особая предрасположенность души , чтобы творить палехскую сказку: ее волшебство рождается лишь в добром сердце. Чуткому и внимательному зрителю всегда  передается, душевный лад мастера:  они оба словно ведут через произведение неторопливый разговор. Причем внутренняя ясность, равновесие, несуетность художника, как бы он ни был взволнован,   - необходимые условия создания того мира, который живет в искусстве Палеха.

(Некрасова  М. А. Искусство Палеха. - М., 1966 )



Литература: Навозов А. И. Палехское чудо.  М., 1976.
Мастера Палеха: Альбом / СОСТ. Т. Я. Шпикалова, Л. Л. Пирогова. -М., 1998.)


 
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню